
Тест по истории России Россия в XVII в. 7 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 13 заданий.
Вариант 1
1. Смутным временем принято называть период
1) конца XVI в.
2) начала XVII в.
3) второй половины XVII в.
4) конца XVII в.
2. Укажите черту экономического развития России в первой половине XVII в.
1) широкое распространение денежного оброка
2) расширение прав самоуправления посадского населения
3) расширение торговли с восточными странами
4) укрепление натурального хозяйства
3. Прочтите текст и укажите имя правителя, о котором идёт речь.
«Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: всё только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времён. Сам <...> был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарён блестящими способностями, но не лишён ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать. Потом, после освобождения в 1619 году из польского плена патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также носившего титул Великого государя. Государственные грамоты того времени писались от имени царя и патриарха».
1) Фёдор Иванович
2) Михаил Фёдорович
3) Алексей Михайлович
4) Фёдор Алексеевич
4. Укажите характерную особенность первых металлургических мануфактур, появившихся в России в XVII в.
1) в создании мануфактур большую роль играло государство
2) мануфактуры не зависели от природных условий района, где они создавались
3) продукция, выпускавшаяся на мануфактурах, полностью шла на рынок
4) на мануфактурах использовался исключительно наёмный труд
5. Одним из последствий принятия Соборного уложения 1649 г. было
1) установление бессрочного сыска крестьян
2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет
3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»
4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь
6. Укажите верное положение, свидетельствующее об усилении самодержавной власти при царе Алексее Михайловиче.
1) во время правления Алексея Михайловича создаются первые полки «иноземного строя»
2) Алексей Михайлович принял титул «Божьей милостью Великий государь и самодержец» (вместо титула «государь, царь и великий князь всея Руси»)
3) единственным советником царя Алексея Михайловича являлся патриарх
4) во время правления царя Алексея Михайловича Боярская дума ни разу не собиралась
7. Раскол русской православной церкви в XVII в. нашёл отражение в противоборстве
1) Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
2) патриарха Никона и Аввакума
3) митрополита Макария и священника Сильвестра
4) Ивана Грозного и Андрея Курбского
8. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Какому историческому событию XVII в. посвящена данная картина?
1) вхождению Крыма в состав России
2) Переяславской раде
3) освобождению Москвы от польских интервентов
4) воззванию К. Минина к нижегородцам
9. Укажите характерную черту культуры конца XVII в.
1) начало процесса обмирщения
2) установление жёстких канонов в строительстве храмов
3) появление светских школ
4) приглашение иностранных иконописцев
10. Верны ли следующие суждения?
А. Царский быт в XVII в. стал значительно проще по сравнению с XVI в.
Б. В XVII в. появляются летние дворцы в Измайлове и Коломенском.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между историческими деятелями XVII в. и фактами их биографии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Деятели
A) Аввакум
Б) Борис Морозов
B) Михаил Шеин
Факты биографии
1) был воспитателем царя Алексея Михайловича
2) духовный лидер противников церковной реформы
3) построил первые чугунные и железоделательные заводы под Тулой
4) русский полководец, руководил осадой Смоленска во время Смоленской войны, казнён за «измену»
12. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.
1) начало царствования Фёдора Алексеевича
2) восстание под руководством С.Т. Разина
3) Смоленская война
4) реформа патриарха Никона
13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.
«Истоки Смуты надо искать в предыдущем XV I столетии. Многолетняя Ливонская война обескровила государство. Тяготы, принесённые войной, многократно увеличились в годы опричнины, когда многие земли подверглись разорению и пришли в запустение. Введение «заповедных лет», учреждение с 1597 года срока сыска беглых, не могло снизить накала социальной напряжённости. Социально-экономический кризис был дополнен династическим. Со смертью царя Фёдора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей и на престол государства Российского взошёл избранный Земским собором царь Борис Годунов. Многие увидели причины Смуты в том, что земля, народ, приняли незаконного государя, подчинились ему. Но и на этом не кончились бедствия страны. 1601-1603 годы ознаменовались сильными засухами, неурожаями, голодом, последовавшим за ними. Вместе с голодом пришёл и мор, эпидемии, которые поразили центральные области государства».
1) К какому веку относятся описанные в тексте события?
2) Какие из причин Смуты названы в тексте? Назовите не менее двух причин.
Вариант 2
1. Современники назвали XVII в.
1) «хованщиной»
2) «бунташным веком»
3) периодом гражданских войн
4) «великой революцией»
2. Для развития российской экономики XVII в. было характерно
1) появление первых мануфактур
2) отделение ремесла от сельского хозяйства
3) появление ремесленных цехов
4) отходничество крестьян на заработки в города
3. Прочтите текст и укажите имя правителя, о котором идёт речь.
«С пяти лет под надзором Б.И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова, Псалтыри и Деяний святых апостолов, в семь лет начал обучаться письму, а в девять — церковному пению. С течением времени у ребёнка (11-13 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и Грамматика, изданные в Литве, а также Космография. В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б.И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-м году царевича торжественно «объявили» народу, а с 16 лет он вступил на престол московский».
1) Михаил Фёдорович
2) Алексей Михайлович
3) Фёдор Алексеевич
4) Пётр Алексеевич
4. Что способствовало формированию всероссийского рынка в XVI I в.?
1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) товарная специализация районов
3) сохранение мелких внутренних таможенных пошлин
4) рост крестьянских повинностей
5. Какое положение о Соборном уложении 1649 г. является верным?
1) Соборное уложение являлось сводом норм уголовного права
2) Соборное уложение вводило переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день
3) Соборное уложение ограничивало власть царя
4) Соборное уложение регулировало важнейшие стороны жизни общества и государства
6. Что из перечисленного ниже было последствием развития в XVII в. приказной системы управления?
1) повышение роли местных органов управления
2) повышение роли чиновников в управлении государством
3) усиление роли Земских соборов и Боярской думы
4) выборность органов государственной власти
7. Церковный раскол XVII в. произошёл в годы царствования
1) Михаила Фёдоровича
2) Алексея Михайловича
3) Фёдора Алексеевича
4) Петра Алексеевича
8. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите событие XVII в., в честь которого сооружён данный памятник.
1) освобождение Москвы от польских интервентов
2) воцарение династии Романовых
3) воссоединение Украины с Россией
4) присоединение Западной Сибири
9. Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров — это
1) архитекторы, приглашённые в Россию
2) землепроходцы, открывшие новые земли
3) основатели книгопечатания в России
4) руководители первого ополчения во время Смуты
10. Верны ли следующие суждения?
А. В XVII в. посадское население проживало преимущественно в деревянных домах.
Б. В XVII в. посадское население не имело каменных домов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Установите соответствие между характеристиками исторических лиц и их именами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Характеристики
A) «участник освобождения Москвы, один из организаторов второго ополчения»
Б) «Тушинский вор»
B) «не способнейший, а удобнейший»
Исторические лица
1) Кузьма Минин
2) Лжедмитрий I
3) Лжедмитрий II
4) Михаил Романов
12. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в ответ.
1) открытие Славяно-греко-латинской академии
2) принятие Соборного уложения
3) подписание Нерчинского договора с Китаем
4) включение Левобережной Украины в состав России
13. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и ответьте на вопросы.
«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала ему».
1) О каком патриархе идёт речь?
2) Какое явление церковной жизни России связано с именем этого патриарха?
Ответы на тест по истории России Россия в XVII в. 7 класс
Вариант 1
1-1
2-1
3-2
4-1
5-1
6-2
7-2
8-2
9-1
10-2
11-214
12-3421
13.
1) Конец XVI — начало XVII в.
2) Социально-экономический кризис; Династический кризис; Бедствия страны: засуха, неурожаи, голод и мор.
Вариант 2
1-2
2-1
3-2
4-2
5-4
6-2
7-2
8-1
9-2
10-1
11-134
12-2413
13.
1) Никон (Никита Минов).
2) Церковная реформа или церковный раскол.