Тест по литературе И.С. Тургенев “Бежин луг” 6 класс

Тесты по литературе

Тест по литературе И.С. Тургенев “Бежин луг” 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 9 заданий.

Вариант 1

Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” и выполните задания 1-9.

Ответом к заданиям 1-7 является слово или словосочетание.

Первый фрагмент

Настало опять молчание.
– Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на божьи звёз­дочки, – что пчёлки роятся!
Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков подня­лись к небу и не скоро опустились.
– А что, Ваня, – ласково заговорил Федя, – что, твоя сестра Анютка здорова?
– Здорова, – отвечал Ваня, слегка картавя.
– Ты ей скажи -что она к нам, отчего не ходит?..
– Не знаю.
– Ты ей скажи, чтобы она ходила.
– Скажу.
– Ты ей скажи, что я ей гостинца дам.
– А мне дашь?
– И тебе дам.
Ваня вздохнул.
– Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она та­кая у нас добренькая.
И Ваня опять положил свою голову на землю. Па­вел встал и взял в руку пустой котёльчик.
– Куда ты? – спросил его Федя.
– К реке, водицы зачерпнуть: водицы захотелось испить.
Собаки поднялись и пошли за ним.
– Смотри, не упади в реку! – крикнул ему вслед Ильюша.
– Отчего ему упасть? – сказал Федя, – он осте­режётся.
– Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, де­скать, малый в воду… А какое упал?.. Во-вон, в ка­мыши полез, – прибавил он, прислушиваясь.
Камыши точно, раздвигаясь, “шуршали”, как го­ворится у нас.

Второй фрагмент

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с краси­выми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голени­щами были точно его сапоги – не отцовские.

Третий фрагмент

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под углова­тую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.

1. Укажите название цикла произведений, в который вхо­дит “Бежин луг” И.С. Тургенева.

2. Первый фрагмент текста представляет собой разговор героев между собой. Как называется данный вид речи?

3. Как называется прием создания образа героя, осно­ванный на описании его внешности (второй и третий фрагменты текста)?

4. В характеристике мальчиков – Феди и Вани – подчёркивается, что первый из них принадлежит к бога­той семье, второй – к бедной. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художе­ственном произведении?

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (напри­мер, в описании Феди отмеченные автором нарядная рубаха, новый армячок, гребешок и сапоги)?

6. К какому художественному приёму прибегает автор в начале первого фрагмента: “…звёздочки, – что пчёл­ки…”?

7. Из предложения “Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза” выпишите эпитеты.

Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5-7 предложений каждый.

8. Как в приведённых фрагментах текста выражается авторское отношение к героям?

9. Каким человеком предстаёт в них рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?

Вариант 2

Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” и выполните задания 1-9.

Ответом к заданиям 1-7 является слово или словосочетание.

Первый фрагмент

– Ведь это тебя водяной звал, Павел, – прибавил Федя… – А мы только что о нём, о Васе-то, говори­ли.
– Ах, это примета дурная, – с расстановкой про­говорил Ильюша.
– Ну, ничего, пущай! – произнёс Павел решитель­но и сел опять, – своей судьбы не минуешь.
Мальчики приутихли. Видно было, что слова Пав­ла произвели на них глубокое впечатление. Они стали укладываться перед огнём, как бы собираясь спать.
– Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв го­лову.
Павел прислушался.
– Это кулички летят, посвистывают.
– Куда ж они летят?
– А туда, где, говорят, зимы не бывает.
– А разве есть такая земля?
– Есть.
– Далеко?
– Далеко, далеко, за тёплыми морями.
Костя вздохнул и закрыл глаза.
Уже более трёх часов протекло с тех пор, как я присоседился к мальчикам. Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же велико­лепна, как и прежде… Но уже склонились к тёмно­му краю земли многие звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, – в нём снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо лью­щемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы… Сладкое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту.

Второй фрагмент

У второго мальчика, Павлуши, волосы были вскло­ченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся го­лова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звуча­ла сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатан­ных портов.

1. Укажите название цикла произведений, в который вхо­дит “Бежин луг” И.С. Тургенева.

2. Значительную часть первого фрагмента занимает раз­говор героев между собой. Как называется данный вид речи?

3. В словах Павлуши используется выражение: “… своей судьбы не минуешь”. Каким термином называют мет­кие, образные выражения, содержащие в себе закон­ченную обобщённую мысль?

4. Как называется приём создания образа героя, осно­ванный на описании его внешности (второй фрагмент текста)?

5. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов: “волосы чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… голова огромная”?

6. Как называется средство изображения героя, состоя­щее в описании открывшегося ему мира природы: “Ме­сяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил…”?

7. Какое средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних пред­метов и явлений на другие, использует писатель: “Раз­говор мальчиков угасал вместе с огнями…”?

Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5-7 предложений каждый.

8. Как в приведённых фрагментах проявляется авторское отношение к героям?

9. Каким человеком вам представляется рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?

Ответы на тест по литературе И.С. Тургенев “Бежин луг” 6 класс
Вариант 1
1. Записки охотника
2. диалог
3. портрет
4. антитеза, контраст
5. деталь
6. сравнение
7. свежее (личико), тихие (глаза)
Вариант 2
1. Записки охотника
2. диалог
3. афоризм, пословица
4. портрет
5. инверсия
6. пейзаж
7. метафора

Добавлено: 08.11.2018 Обновлено: 08.11.2018

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 1 =