Тест по литературе И.С. Тургенев “Бежин луг” 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 9 заданий.
Вариант 1
Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” и выполните задания 1-9.
Ответом к заданиям 1-7 является слово или словосочетание.
Первый фрагмент
Настало опять молчание.
– Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на божьи звёздочки, – что пчёлки роятся!
Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза. Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились.
– А что, Ваня, – ласково заговорил Федя, – что, твоя сестра Анютка здорова?
– Здорова, – отвечал Ваня, слегка картавя.
– Ты ей скажи -что она к нам, отчего не ходит?..
– Не знаю.
– Ты ей скажи, чтобы она ходила.
– Скажу.
– Ты ей скажи, что я ей гостинца дам.
– А мне дашь?
– И тебе дам.
Ваня вздохнул.
– Ну, нет, мне не надо. Дай уж лучше ей: она такая у нас добренькая.
И Ваня опять положил свою голову на землю. Павел встал и взял в руку пустой котёльчик.
– Куда ты? – спросил его Федя.
– К реке, водицы зачерпнуть: водицы захотелось испить.
Собаки поднялись и пошли за ним.
– Смотри, не упади в реку! – крикнул ему вслед Ильюша.
– Отчего ему упасть? – сказал Федя, – он остережётся.
– Да, остережётся. Всяко бывает: он вот нагнётся, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе. Станут потом говорить: упал, дескать, малый в воду… А какое упал?.. Во-вон, в камыши полез, – прибавил он, прислушиваясь.
Камыши точно, раздвигаясь, “шуршали”, как говорится у нас.
Второй фрагмент
Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские.
Третий фрагмент
Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.
1. Укажите название цикла произведений, в который входит “Бежин луг” И.С. Тургенева.
2. Первый фрагмент текста представляет собой разговор героев между собой. Как называется данный вид речи?
3. Как называется прием создания образа героя, основанный на описании его внешности (второй и третий фрагменты текста)?
4. В характеристике мальчиков – Феди и Вани – подчёркивается, что первый из них принадлежит к богатой семье, второй – к бедной. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, в описании Феди отмеченные автором нарядная рубаха, новый армячок, гребешок и сапоги)?
6. К какому художественному приёму прибегает автор в начале первого фрагмента: “…звёздочки, – что пчёлки…”?
7. Из предложения “Он выставил своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза” выпишите эпитеты.
Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5-7 предложений каждый.
8. Как в приведённых фрагментах текста выражается авторское отношение к героям?
9. Каким человеком предстаёт в них рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?
Вариант 2
Прочитайте приведённые ниже фрагменты рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг” и выполните задания 1-9.
Ответом к заданиям 1-7 является слово или словосочетание.
Первый фрагмент
– Ведь это тебя водяной звал, Павел, – прибавил Федя… – А мы только что о нём, о Васе-то, говорили.
– Ах, это примета дурная, – с расстановкой проговорил Ильюша.
– Ну, ничего, пущай! – произнёс Павел решительно и сел опять, – своей судьбы не минуешь.
Мальчики приутихли. Видно было, что слова Павла произвели на них глубокое впечатление. Они стали укладываться перед огнём, как бы собираясь спать.
– Что это? – спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался.
– Это кулички летят, посвистывают.
– Куда ж они летят?
– А туда, где, говорят, зимы не бывает.
– А разве есть такая земля?
– Есть.
– Далеко?
– Далеко, далеко, за тёплыми морями.
Костя вздохнул и закрыл глаза.
Уже более трёх часов протекло с тех пор, как я присоседился к мальчикам. Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была всё так же великолепна, как и прежде… Но уже склонились к тёмному краю земли многие звёзды, ещё недавно высоко стоявшие на небе; всё совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает всё только к утру: всё спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, – в нём снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звёзд, тоже лежали, понурив головы… Сладкое забытьё напало на меня; оно перешло в дремоту.
Второй фрагмент
У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.
1. Укажите название цикла произведений, в который входит “Бежин луг” И.С. Тургенева.
2. Значительную часть первого фрагмента занимает разговор героев между собой. Как называется данный вид речи?
3. В словах Павлуши используется выражение: “… своей судьбы не минуешь”. Каким термином называют меткие, образные выражения, содержащие в себе законченную обобщённую мысль?
4. Как называется приём создания образа героя, основанный на описании его внешности (второй фрагмент текста)?
5. Каким термином обозначается нарушение обычного порядка слов: “волосы чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… голова огромная”?
6. Как называется средство изображения героя, состоящее в описании открывшегося ему мира природы: “Месяц взошёл наконец; я его не тотчас заметил…”?
7. Какое средство художественной изобразительности, основанное на принципе переноса свойств одних предметов и явлений на другие, использует писатель: “Разговор мальчиков угасал вместе с огнями…”?
Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 8 и 9 в объёме 5-7 предложений каждый.
8. Как в приведённых фрагментах проявляется авторское отношение к героям?
9. Каким человеком вам представляется рассказчик? На что он обращает внимание? О чём размышляет?
Ответы на тест по литературе И.С. Тургенев “Бежин луг” 6 класс
Вариант 1
1. Записки охотника
2. диалог
3. портрет
4. антитеза, контраст
5. деталь
6. сравнение
7. свежее (личико), тихие (глаза)
Вариант 2
1. Записки охотника
2. диалог
3. афоризм, пословица
4. портрет
5. инверсия
6. пейзаж
7. метафора
А где ответ к заданиям 8,9?