Тест по литературе Н.А. Некрасов “Железная дорога” 6 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 7 заданий.
Вариант 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога” и выполните задания 1-7.
Ответом к заданиям 1-5 является слово.
Железная дорога (фрагмент)
… Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребёнку теперь показали
Светлую сторону…
Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены – немец уж рельсы кладёт.
Мёртвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной.
“Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..” Махнули рукой…
В синем кафтане – почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
“Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..
С Богом, теперь по домам, – проздравляю!
(Шапки долой – коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю!..”
Кто-то “ура” закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком “ура!” по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..
(Н. А. Некрасов)
1. Укажите приём характеристики персонажа, строящийся на описании его внешности: В синем кафтане – почтенный лабазник, Толстый, присадистый, красный, как медь, Едет подрядчик…
2. В речи героев встречаются слова, выходящие за рамки литературного языка (“проздравляю”, “теперича лишку” и др.). Как они называются?
3. К какому художественному приёму прибегает поэт в данных ниже строках стихотворения?
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.
4. Стихотворение завершается “безответным” вопросом: “Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать, генерал?..” Как он называется?
5. Каким трёхсложным размером написано стихотворение “Железная дорога”?
Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5-10 предложений каждый.
6. Какими чувствами пронизан рассказ лирического героя о “светлой стороне” народной жизни?
7. Прочитайте приведённые ниже фрагменты стихотворений Н.А. Некрасова “Железная дорога” и А.А. Фета “На железной дороге”. Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях? Какой смысл обретает в них образ дороги?
На железной дороге
Мороз и ночь над далью снежной,
А здесь уютно и тепло.
И предо мной твой облик нежный
И детски чистое чело.
Полны смущенья и отваги,
С тобою, кроткий серафим,
Мы через дебри и овраги
На змее огненном летим.
Он сыплет искры золотые
На озарённые снега,
И снятся нам места иные,
Иные снятся берега…
И, серебром облиты лунным,
Деревья мимо нас летят,
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
И, как цветы волшебной сказки,
Полны сердечного огня,
Твои агатовые глазки
С улыбкой радости и ласки
Порою смотрят на меня.
(А.А. Фет)
Железная дорога
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
(Н.А. Некрасов)
Вариант 2
Прочитайте приведённый ниже фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога” и выполните задания 1-7.
Ответом к заданиям 1-5 является слово.
“… Братья! Вы наши труды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..”
Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого –
Это всё братья твои – мужики!
Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь ещё: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мёрзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся – ни мне, ни тебе.
(Н.А. Некрасов)
1. Большая часть приведённого фрагмента представляет собой высказывание лирического героя, обращённое к Ване. Как называется такая форма речи?
2. Как называется приём характеристики персонажа, строящийся на описании его внешности: “Волосом рус… измождён лихорадкою… // Губы бескровные, веки упавшие, // Язвы на тощих руках…”?
3. Как называются восклицания в речи рассказчика – попутчика генерала и его сына, придающие его речи особую взволнованность: “Не ужасайся их пения дикого!”; “…Ты уж не маленький.” и др.?
4. Как называется приём противопоставления в художественном произведении (каторжный труд, тяжёлая жизнь народа в прошлом и настоящем и мечта о “Прекрасной поре” его жизни)?
5. К какому художественному приёму прибегает поэт в следующих строках стихотворения:
“Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!
Вынесет всё…”?
Дайте развёрнутый аргументированный ответ на вопросы 6 и 7 в объёме 5-10 предложений каждый.
6. Почему рассказ о строителях железной дороги обращён к мальчику Ване?
7. Прочитайте приведённые ниже фрагменты стихотворений Н.А. Некрасова “Железная дорога” и Я.П. Полонского “На железной дороге”. Чем различаются пейзажные зарисовки в этих стихотворениях? Какой смысл обретает в них образ дороги?
Железная дорога
Славная осень! Здоровый ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! и кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
(Н.А. Некрасов)
На железной дороге
Мчится, мчится железный конёк!
По железу железо гремит.
Пар клубится, несётся дымок;
Мчится, мчится железный конёк,
Подхватил, посадил да и мчит…
Вон навстречу несётся лесок,
Через балки грохочут мосты,
И цепляется пар за кусты;
Мчится, мчится железный конёк,
И мелькают, мелькают шесты…
Вот и родина! Вон в стороне
Тёсом крытая кровля встаёт;
Тёмный садик; скирды на гумне;
Там старушка одна, чай, по мне
Изнывает, родимого ждёт…
Мчится, мчится железный конёк
И, свистя, катит сотни колёс…
(Я.П. Полонский)
Ответы на тест по литературе Н.А. Некрасов “Железная дорога” 6 класс
Вариант 1
1. портрет
2. просторечные
3. анафора
4. риторический
5. дактиль
Вариант 2
1. монолог
2. портрет
3. риторические
4. антитеза, контраст
5. анафора