Демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2020 года с ответами. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 30 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом. На выполнение ОГЭ по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Часть 1
Ответом к заданию 1 является слово (словосочетание). Ответом к заданиям 2–19 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор осветил под микроскопом часть капли воды с живыми амёбами. Через некоторое время все простейшие стали двигаться в одном направлении.
Какое свойство живого на примере амёбы иллюстрирует данный опыт?
2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:
1) из клеток состоят только животные и растения
2) клетки всех организмов близки по своим функциям
3) все организмы состоят из клеток
4) клетки всех организмов имеют ядро
3. Плесневые грибы человек использует при
1) выпечке хлеба
2) силосовании кормов
3) получении сыров
4) приготовлении столового вина
4. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани
2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш
4) осуществляется двойное оплодотворение
5. Поступление кислорода в тело гидры происходит через
1) жаберные щели
2) дыхальца
3) стрекательные клетки щупалец
4) всю поверхность тела
6. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) строение передних конечностей
2) уровень обмена веществ
3) общий план строения
4) наличие заботы о потомстве
7. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её
1) периферическому отделу
2) центральному отделу
3) коре больших полушарий
4) подкорковым ядрам
8. Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?
1) тазобедренный
2) коленный
3) плечевой
4) локтевой
9. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый
2) естественный приобретённый
3) искусственный активный
4) искусственный пассивный
10. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой цифрой на ней обозначено правое предсердие?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
11. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника
12. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в коже человека?
1) защищает организм от ультрафиолетового излучения
2) служит резервным питательным веществом для клеток
3) способствует сохранению тепла организмом
4) укрепляет клетки кожи
13. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисунке гимнасту выполнять данные упражнения?
1) полукружные каналы
2) гипоталамус
3) кожа
4) улитка
14. Великий русский учёный XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно в положении новорождённого». Какой термин из предложенных следует поставить на место пропуска?
1) характер
2) память
3) эмоция
4) потребность
15. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет, то кровотечение у пострадавшего
1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку
2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку
3) артериальное, и необходимо наложить жгут
4) венозное, и необходимо наложить жгут
16. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?
1) обеспечивают производителей минеральным питанием
2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ
3) поедают живые растительные организмы
4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов
17. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса. Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними
1) птицами и млекопитающими
2) пресмыкающимися и птицами
3) пресмыкающимися и млекопитающими
4) земноводными и птицами
18. Между структурами клетки и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Структура клетки | Процесс |
Цитоплазматическая мембрана | Транспорт веществ |
… | Синтез белков |
Какой термин следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лизосома
2) вакуоль
3) рибосома
4) клеточный центр
19. Верны ли следующие суждения о цепях питания?
А. При переходе с одного трофического уровня на другой количество энергии увеличивается.
Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 20–26 является последовательность цифр.
20. Изучите график зависимости скорости ферментативных реакций в холоднокровном организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне температур?
Скорость ферментативных реакции в холоднокровном организме
1) с повышением его температуры резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего возрастает
2) с повышением его температуры непрерывно медленно растёт
3) имеет минимальное значение в интервале 20–25 условных единиц
4) с повышением его температуры растёт, достигая своего максимального значения, после чего снижается
5) достигает максимума при его температуре в пределах 37–39 °С
21. Что из перечисленного может стать причиной заражения ВИЧ (возникновения СПИДа)?
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) пользование общественным туалетом
2) поцелуй в щёку зараженного ВИЧ
3) беседа с больным СПИДом
4) посещение маникюрного салона
5) прокалывание ушей
6) нанесение татуировки
22. Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий.
2) Питательные вещества пырей откладывает в хорошо развитые подземные побеги.
3) Предоставленная самой себе заросль пырея существует шесть-семь лет, затем постепенно изреживается и гибнет.
4) Растение служит кормом для домашнего скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита и воспаления лёгких.
23. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки.
Б) Подавляющее большинство представителей – хищники.
В) Тело животных состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Животные способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Животные имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове животных могут располагаться простые и сложные глаза.
КЛАССЫ
1) Насекомые
2) Паукообразные
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиванию семян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции, в правильной последовательности.
1) На влажную фильтровальную бумагу положите 10 семян огурцов.
2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.
3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной.
4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений.
5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.
6) Поставьте закрытую тарелку в тёплое место.
25. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.
Перечень слов:
1) вегетативное
2) митоз
3) половое
4) почкование
5) бесполое
6) оплодотворение
7) спора
8) гамета
26. Рассмотрите фотографию листа дуба черешчатого. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы используйте линейку.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части
Д. Форма края листа
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Часть 2
27. Рассмотрите рисунок с изображением стопы человека. Как называют нарушение формы стопы, изображённое на рисунке под цифрой 2? Назовите одну из причин появления такого заболевания у человека.
Прочитайте текст и выполните задание 28.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель.
В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. С этой целью он провел эксперимент. В первые четыре банки исследователь положил по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В закрытые банки мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах, появились черви. В закрытых банках червей обнаружено не было.
В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.
28. Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте на следующие вопросы.
1) Какое оборудование использовал в своём эксперименте Ф. Реди?
2) Чем условия эксперимента с контрольными банками отличались от условий в других сосудах?
3) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?
29. Пользуясь таблицей 1 «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи организма человека (в %)
1) Концентрация какого неорганического вещества практически остаётся неизменной по мере превращения плазмы крови во вторичную мочу?
2) Какое вещество и почему отсутствует в составе вторичной мочи по сравнению с первичной?
Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задание 30.
Таблица 2
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Таблица 3
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции школьной столовой
30. В понедельник девятиклассник Василий посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Ответы на демонстрационный вариант ОГЭ по биологии 2020 года
1. Раздражимость
2-3
3-3
4-4
5-4
6-1
7-1
8-3
9-2
10-4
11-4
12-1
13-1
14-2
15-3
16-1
17-2
18-3
19-2
20-45
21-456
22-123
23-121221
24-531264
25-3568
26-14125
27.
1) нарушение формы стопы: плоскостопие;
2) причина заболевания: неправильно подобранная обувь
ИЛИ
длительное хождение
ИЛИ
длительное стояние
ИЛИ
избыточная масса тела
ИЛИ
недостаток физической нагрузки
ИЛИ
генетическая предрасположенность.
28.
1) 8 банок, марля ИЛИ банки и марля;
2) контрольные банки (сосуды) не были закрыты марлей;
3) невидимые глазом микроорганизмы (споры грибов и бактерии).
29.
1) натрия (натрия в составе солей);
2) глюкоза;
3) в извитых каналах нефронов глюкоза активно всасывается в кровь.
30.
1) энергетическая ценность обеда – 1048,1 ккал или 1048 ккал;
2) необходимо дополнительно 263,9 г углеводов или 264 г углеводов;
3) энергетическая (углеводы являются источником энергии для жизнедеятельности организма);
ИЛИ строительная (углеводы входят в состав нуклеиновых кислот);
ИЛИ запасающая (гликоген запасается в печени и скелетных мышцах);
ИЛИ регуляторная (углеводы регулируют осмотическое давление крови);
ИЛИ рецепторная (образуют клеточные рецепторы).