Тест по литературе И.С. Шмелев “Как я стал писателем” для 8 класса

Тесты по литературе

Тест по литературе И.С. Шмелев “Как я стал писателем” для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 10 заданий.

Вариант 1

Помню, прямо с уроков, с ранцем, в тяжелом ватном пальто, сильно повыгоревшем и пузырившемся к полам, – я его все донашивал, поджидая студенческого, чудесного! – приоткрыл огромную, под орех, дверь и сунул голову в щель, что-то проговорил кому-то. Там скучно крякнуло. Сердце во мне упало: крякнуло будто строго?.. Швейцар медленно шел ко мне.
– Пожалуйте… желают вас сами видеть. Чудесный был швейцар, с усами, бравый! Я сорвался с диванчика и, как был, – в грязных, тяжелых ботинках, с тяжелым ранцем, ремни которого волоклись со звоном, – все вдруг отяжелело! – вступил в святилище.
Огромный, очень высокий кабинет, огромные шкафы с книгами, огромный письменный стол, исполинская над ним пальма, груды бумаг и книг, а за столом широкий, красивый, грузный и строгий – так показалось мне, – господин, профессор, с седеющими по плечам кудрями. Это был сам редактор, приват-доцент Московского университета Анатолий Александров. Он встретил меня мягко, но с усмешкой, хотя и ласково:
– Ага, принесли рассказ?.. А в каком вы классе? Кончаете… Ну, что же… поглядим. Многонько написали… – взвесил он на руке тетрадку. – Ну, зайдите месяца через два…
Я зашел в самый разгар экзаменов. Оказалось, что надо «заглянуть месяца через два». Я не заглянул. Я уже стал студентом. Другое пришло и захватило – не писанье. О рассказе я позабыл, не верил. Пойти? Опять: “Месяца через два зайдите”.
Уже в новом марте я получил неожиданно конверт – “Русское обозрение” – тем же полуцерковным шрифтом. Анатолий Александров просил меня “зайти переговорить”. Уже юным студентом вошел я в чудесный кабинет. Редактор учтиво встал и через стол протянул мне руку, улыбаясь.
– Поздравляю вас, ваш рассказ мне понравился. У вас довольно хороший диалог, живая русская речь. Вы чувствуете русскую природу. Пишите мне.
Я не сказал ни слова, ушел в тумане. И вскоре опять забыл. И совсем не думал, что стал писателем.

В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное произведение.

В2. Как назывался рассказ, написанный героем?

В3. Как называется изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения: “Огромный, очень высокий кабинет, огромные шкафы с книгами, огромный письменный стол, исполинская над ним пальма, груды бумаг и книг”?

В4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: “Широкий, красивый, грузный и строгий… господин, профессор, с седеющими по плечам кудрями”?

В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: “сердце во мне упало”.

В6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: “Чудесный был швейцар, с усами, бравый!”

В7. Как называется прием: в тексте трижды встречается слово “чудесный”?

С1. Почему при описании кабинета автор неоднократно использует определение “огромный”?

С2. Каким предстает герой-рассказчик в этом фрагменте?

С3. Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: “Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться. Я – другой, другой”

Вариант 2

Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. Вспомнится вдруг игрушка, кубик с ободранной картинкой, складная азбучка с буквой, похожей на топорик или жука, солнечный луч на стенке, дрожащий зайчиком… Ветка живой березки, выросшей вдруг в кроватке, у образка, – зеленой такой, чудесной. Краска на дудочке из жести, расписанной ярко розами, запах и вкус ее, смешанный с вкусом крови от расцарапанной острым краем губки, черные тараканы на полу, собравшиеся залезть ко мне, запах кастрюльки с кашкой… Боженька в уголке, с лампадкой, лепет непонимаемой молитвы, в которой светится “деворадуйся”…
Я говорил с игрушками – живыми, с чурбачками и стружками, которые пахли “лесом”, – чем-то чудесно-страшным, в котором “волки”…
Но и “волки” и “лес” – чудесные. Они у меня – мои.
Я говорил с белыми, звонкими досками, – горы их были на дворе, – с зубастыми, как страшные “звери”, пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли бревна. На дворе были плотники и доски. Живые, большие плотники, с лохматыми головами, и тоже живые доски. Все казалось живым, моим. Живая была метла, – бегала по двору за пылью, мерзла в снегу, и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу – “наказана”. Я утешал ее, гладил ее волосики.
Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, – о, какие чудесные!
Должно быть, за постоянную болтовню прозвали меня в первом классе гимназии – “римский оратор”, – и кличка эта держалась долго. В балльниках то и дело отмечалось: “оставлен на полчаса за посторонние разговоры на уроках”.
Это был, так сказать, “дописьменный” век истории моего писательства. За ним вскоре пришел и “письменный”.

В1. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. С произведения какого жанра начался “письменный” период “писательства” героя?

В3. Как называется изобразительное средство: “с зубастыми, как страшные “звери”, пилами”?

В4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: “Живые, большие плотники с лохматыми головами”?

В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: “топоры, которые грызли бревна”, “метла бегала за пылью”.

В6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: “зубастые пилы”, “лохматые головы”.

В7. Как называется прием: в приведенном фрагменте несколько раз встречается слово “живой”?

С1. Каким предстает герой рассказа в детстве?

С2. Какую роль впечатления детства сыграли в дальнейшей судьбе героя и в каких произведениях русской и зарубежной литературы ведущее место занимает рассказ о детстве главного героя?

С3. Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: “Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… – готовиться. Я – другой, другой”?

Ответы на тест по литературе И.С. Шмелев “Как я стал писателем” для 8 класса
Вариант 1
В1. Эпос
В2. У мельницы
В3. Интерьер
В4. Портрет
В5. Метафора
В6. Эпитет
В7. Повтор
Вариант 2
В1. Рассказ
В2. Поэма
В3. Сравнение
В4. Портрет
В5. Олицетворение
В6. Эпитет
В7. Повтор

Добавлено: 09.02.2021 Обновлено: 31.12.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 − 6 =