Итоговая контрольная работа по Истории России 10 класс с ответами. Контрольная работа включает 2 варианта. В каждом варианте по 15 заданий.
Вариант 1
1. Расположите события в хронологической последовательности.
1) создание территориальных совнархозов
2) начало проведения политики гласности
3) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта
2. Установите соответствие между событиями и годами.
События
А) фабрикация «ленинградского дела»
Б) вхождение прибалтийских государств в состав СССР
В) формирование Временного комитета Государственной думы
Г) вступление России в Совет Европы
Годы
1) 1917 г.
2) 1929 г.
3) 1940 г.
4) 1949 г.
5) 1985 г.
6) 1996 г.
3. Ниже приведен список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода руководства СССР Л.И. Брежнева. Найдите и укажите порядковые номера терминов (названий), выпадающих из данного ряда.
1) Гонка вооружений
2) импичмент
3) приватизация
4) косыгинская реформа
5) нефтедоллары
6) «застой»
4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).
События (процессы, явления)
А) ХХ съезд КПСС
Б) деятельность Временного правительства
В) создание Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП)
Г) командование Донским фронтом в ходе про ведения операции «Кольцо»
Участники
1) М.И. Фрунзе
2) А.Ф. Керенский
3) Н.И. Бухарин
4) Г.И. Янаев
5) Г.М. Маленков
6) К.К. Рокоссовский
5. Прочитайте отрывок из воспоминаний Г.К. Жукова и выберите три верных суждения.
Сопоставляя и анализируя все разговоры, которые велись Сталиным в моём присутствии в кругу близких ему людей, я пришёл к твёрдому убеждению: над ним тяготела опасность войны с фашистской Германией и все его помыслы и действия были пронизаны одним желанием — избежать войны или оттянуть сроки ее начала — и уверенностью в том, что это ему удастся.
И.В. Сталин не был трусливым человеком, но он хорошо понимал, что возглавляемое им руководство страной явно опоздало с основными мероприятиями по под готовке страны к большой войне с таким сильным и опытным врагом, как Германия. Он понимал, что мы опоздали не только с перевооружением войск новейшей боевой техникой и с реорганизацией вооруженных сил, но и с мероприятиями по обороне страны, в частности с созданием необходимых государственных резервов и мобилизационных запасов.
И.В. Сталин прекрасно знал и то, что после 1939 г. во главе частей, соединений и войсковых объединений были поставлены кадры, далеко не освоившие оперативно-тактическое и стратегическое искусство…
Опасаясь стать жертвой провокации империалистических государств, информацию У. Черчилля, Президента Чехословакии Э. Бенеша, секретаря Госдепартамента США С. Уэллеса И.В. Сталин принимал как дезинформацию, и она еще больше усилила недоверие ко всем сообщениям из-за рубежа, в том числе и к сообщениям по линии нашей военной разведки.
1) По мнению автора, И.В. Сталин считал, что руководители капиталистических стран хотят спровоцировать войну СССР с Германией.
2) По мнению автора, И.В. Сталин был уверен в том, что все командиры Красной армии очень хорошо освоили военное искусство.
3) В данном отрывке идет речь о стремлении И.В. Сталина оттянуть сроки начала Второй мировой войны.
4) По мнению автора, И.В. Сталин считал, что мероприятия по подготовке СССР к войне были проведены своевременно.
5) Выступление одного из иностранных политических деятелей, названных в отрывке, стало поводом к началу холодной войны.
6) Современником описываемых в отрывке событий был Ф.Э. Дзержинский.
6. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов.
Предложения
А) Пионер-герой, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза — __________.
Б) В 1945 г. Красная армия освободила город __________.
В) Начало операции «Уран», проведенной Красной армией, относится к __________ г.
Пропущенные элементы
1) Минск
2) 1944
3) М. Казей
4) Прага
5) Н. Гастелло
6) 1942
7. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями.
Деятели культуры
А) А.И. Солженицын
Б) И.Д. Шадр
В) Г.В. Александров
Г) 3.К. Церетели
Произведения
1) кинофильм «Веселые ребята»
2) памятник Петру I в Москве
3) опера «Леди Макбет Мценского уезда»
4) рассказ «Матренин двор»
5) картина «1918 год в Петрограде»
6) скульптура «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 г.»
Рассмотрите изображение и выполните задания 8-9.
8. Укажите два верных суждения о данной марке.
1) На марке изображен портрет одного из военачальников белых.
2) Военные действия, изображенные на карте, помещенной на марку, произошли в Центральной России.
3) В один из годов, указанных на марке, прибалтийские государства вошли в состав СССР.
4) Марка посвящена событиям, которыми завершилась Гражданская война в европейской части России.
5) Государство, название которого написано на марке, просуществовало до 1985 г.
9. Какие из представленных зданий были построены после события, которому посвящена данная марка? Укажите два верных ответа.
Рассмотрите карту и выполните задания 10-13.
10. Выберите три верных суждения. которые относятся к событиям. обозначенным на карте.
1) Город, обозначенный на карте цифрой 4, в период Великой Отечественной войны не был сдан фашистам.
2) Наступление немецких войск от линии фронта, обозначенной на карте цифрой 1, началось в июле.
3) Линия фронта, обозначенная на карте цифрой 2, образовалась в сентябре.
4) Участником событий, обозначенных на карте стрелками, был И.С. Конев.
5) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила город Сумы.
6) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила город Бобруйск.
11. Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на карте стрелками, произошли в тысяча девятьсот __________г.»
12. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 3.
13. Укажите название операции Красной армии, осуществленной в направлении города, обозначенного на карте цифрой 5, в период, к которому относится данная карта.
14. Запишите пропущенный термин.
Восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения невиновного лица либо группы лиц.
15. Прочитайте отрывок из сообщения в газете и укажите фамилию, пропущенную в тексте.
15 октября с.г. под председательством Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. А.И. Микояна состоялось заседание Президиума Верховного Совета СССР.
Президиум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о Председателе Совета Министров СССР. Президиум Верховного Совета СССР удовлетворил просьбу тов. __________ об освобождении его от обязанностей Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья.
Председателем Совета Министров СССР Президиум Верховного Совета СССР назначил тов. Косыгина Алексея Николаевича, освободив его от обязанностей первого заместителя Председателя Совета Министров СССР.
Вариант 2
1. Расположите события в хронологической последовательности.
А) прорыв линии Маннергейма
Б) Брусиловский прорыв
В) ввод советских войск в Афганистан
2. Установите соответствие между событиями и годами.
События
А) начало массового освоения целинных земель
Б) смерть Л.И. Брежнева
В) принятие первой Конституции СССР
Г) XIX конференция КПСС
Годы
1) 1917 г.
2) 1924 г.
3) 1954 г.
4) 1982 г.
5) 1985 г.
6) 1988 г.
3. Ниже приведен список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1930-х гг. Найдите и укажите порядковые номера терминов (названий), выпадающих из данного ряда.
1) Враг народа
2) стахановцы
3) коллективизация
4) «новое политическое мышление»
5) диссидентское движение
6) система коллективной безопасности в Европе
4. Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений).
События (процессы, явления)
А) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки
Б) ваучерная приватизация
В) II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов
Г) подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии
Участники
1) Г.К. Жуков
2) Л.И. Брежнев
3) А.В. Колчак
4) Л.Д. Троцкий
5) П.Н. Милюков
6) Е.Т. Гайдар
5. Прочитайте отрывок из воспоминаний М.Ф. Шатрова и выберите три верных суждения.
Мне посчастливилось трижды встречаться с __________, мы много говорили, вернее, я слушал, говорил он. И у него, и у меня были неприятности за эти встречи и разговоры. Из всего того, о чем мы говорили, я выбрал три темы, три моих вопроса и соответственно его ответы.
— Первый… Что толкнуло Вас на ХХ съезд, на путь реформ, что побудило поднять руку на Сталина?
— Это, товарищ Шатров, я Вам так скажу, не личная обида, нет! Ко мне Сталин относился лучше, чем к другим…
Мог ли я продолжать то, что было раньше, т.е. сталинскую линию? После некоторой косметики, после некоторых маленьких реформ совершенно спокойно мог продолжать. На мой век и даже больше инерции бы хватило.
Потому что я не из 30-х годов, я из другого десятилетия. Знаете, как я стал коммунистом? Погнали нас, молодых солдат, молодых красноармейцев, на собрание, какой-то товарищ из центра будет выступать, погнали в театр. Вышел маленький, меньше меня, рыжий, в кожаной куртке и как начал говорить, так у меня прямо пелена с глаз слетела. Вот с этого времени я считаю себя коммунистом. Это выступал Николай Иванович Бухарин.
…Поздно я наверху оказался. Силы уже были не те. Если бы мне… когда они заговор устроили, лет на десять было бы меньше, я бы этим «партийным друзьям» так просто не дался…
1) Беседа, описываемая в отрывке, состоялась во второй половине 1950-х гг.
2) Современником беседы, описываемой в отрывке, был А.Н. Косыгин.
3) Собеседником М.Ф. Шатрова в данном отрывке был Н.С. Хрущев.
4) Собеседник М.Ф. Шатрова считает, что на его политические взгляды оказал сильное воздействие Н.И. Бухарин.
5) Собеседник М.Ф. Шатрова одобряет «сталинскую линию» и считает, что ее нужно было продолжать.
6) Собеседник М.Ф. Шатрова признался в том, что был лично обижен на И.В. Сталина.
6. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов.
Предложения
А) Летчик, совершивший ночной воздушный таран в небе над Москвой в 1941 г., — __________.
Б) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось взять город __________.
В) Второй фронт во Франции был открыт союзниками СССР в __________ г.
Пропущенные элементы
1) 1944
2) В.В. Талалихин
3) Калинин
4) В.И. Чуйков
5) Тулу
6) 1943
7. Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями.
Деятели культуры
А) Д.Д. Шостакович
Б) В.В. Маяковский
В) Б.М. Кустодиев
Г) С.М. Эйзенштейн
Произведения
1) Седьмая (Ленинградская) симфония
2) здание дома культуры им. И.В. Русакова в Москве
3) кинофильм «Александр Невский»
4) мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве
5) картина «Большевик»
6) стихотворение «Левый марш»
Рассмотрите изображение и выполните задания 8-9.
8. Укажите два верных суждения о данной марке.
1) В ходе события, которому посвящена марка, Николай II отрекся от престола.
2) Годовщина, которой посвящена марка, отмечалась в год смерти одного из изображенных на ней политических деятелей.
3) Политические деятели, которым посвящена марка, в период изображенных событий принадлежали к разным политическим партиям.
4) Один из политических деятелей, изображенных на марке, был первым председателем Совета народных комиссаров.
5) Действие картины, изображенной на марке, происходит в Москве.
9. Какие из представленных зданий были построены после события, которому посвящена данная марка? Укажите два верных ответа.
Рассмотрите карту и выполните задания 10-12.
10. Выберите три верных суждения, которые относятся к событиям, обозначенным на карте.
1) Линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 2, образовалась к июню.
2) Стрелками, обозначенными в легенде карты цифрой 6, показаны действия союзников СССР.
3) Операция Красной армии по освобождению города, обозначенного на карте цифрой 3, завершилась после капитуляции Берлина.
4) Город, обозначенный на карте цифрой 4, был освобожден от фашистов зимой.
5) В ходе наступления, обозначенного на карте, Красная армия освободила город Будапешт.
6) Красная армия освободила от фашистов всю территорию Австрии.
11. Укажите год, к началу которого образовалась линия фронта, обозначенная в легенде карты цифрой 1.
12. Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 7, в период, к которому относятся обозначенные на карте события.
13. Укажите название государства, территория которого обозначена на карте цифрой 5.
14. Запишите термин, о котором идет речь.
Организации беднейших крестьян, созданные в 1918 г. с целью распределения помещичьих земель и инвентаря, проведения продразверстки и набора в Красную армию. Распущены в конце 1918 — начале 1919 г.
15. Прочитайте отрывок из статьи в газете и укажите фамилию писателя, дважды пропущенную в тексте.
В 1967 г., когда он опубликовал открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой, началась травля писателя. В 1970 г. __________ вручают Нобелевскую премию. Власти отреагировали соответствующе: в 1971 г. конфискованы все рукописи, уничтожаются все его издания. А в 1974 г. его лишают советского гражданства. Вместе с семьей __________ переезжает в Женеву, а затем в США, в Вермонт. Там «вермонтский затворник» завершает «Архипелаг ГУЛАГ», пишет романы о русской революции.
Ответы на итоговую контрольную работу по Истории России 10 класс
Вариант 1
1-312
2. А4 Б3 В1 Г6
3-23
4. А5 Б2 В4 Г6
5-135
6. А3 Б4 В6
7. А4 Б6 В1 Г2
8-34
9-24
10-245
11. Сорок третьем
12. Белгород
13. Кутузов
14. Реабилитация
15. Хрущев
Вариант 2
1-БАВ
2. А3 Б4 В2 Г6
3-45
4. А2 Б6 В4 Г1
5-234
6. А2 Б5 В1
7. А1 Б6 В5 Г3
8-24
9-14
10-235
11. 1944
12. Ленинград
13. Финляндия
14. Комбеды
15. Солженицын