Контрольная работа по биологии Науки о природе 5 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте по 8 заданий.
Вариант 1
1. Докажите двумя примерами, что такие естественные науки, как астрономия, биология и физика связаны между собой.
2. Какой метод исследования применяет Жан Анри Фабр, изображенный на рисунке? Жан Анри Фабр — известный французский ученый-энтомолог.
3. Что изучает энтомология?
4. У Саши в доме есть два аквариума с рыбками. Саша хочет выяснить: зависит ли активность рыбок от частоты их кормления. Спланируйте опыт по проверке следующей гипотезы: «Если Саша будет кормить рыбок чаще, то они будут вести себя активнее». Какие условия эксперимента должен соблюдать Саша?
5. Объясните рисунок. Как изображенные на нем органы чувств связаны с наблюдениями?
6. Кинолог (собаковод) хочет выяснить, что влияет на выносливость собак. Что он должен изучить, чтобы ответить на этот вопрос?
а) количество витаминов, добавляемых в пищу
б) время, в течение которого собаки тренируются в беге
в) количество километров, которое собака пробегает ежедневно
г) скорость, с которой собака пробегает 500 м
7. Чем отличаются живые тела от неживых тел?
8. Напротив названия науки напишите, каков объект ее изучения.
Микробиология — …
Микология — …
Генетика — …
Анатомия — …
Экология — …
Вариант 2
1. Приведите два примера взаимосвязи биологии, географии, химии.
2. Какие приборы используют для наблюдений за погодой? Назовите не меньше четырех приборов.
3. Какой метод исследования изображен на рисунке?
4. Маша хочет узнать, как часто надо поливать розы в ее саду. В справочниках ничего о поливе роз того сорта, который есть у Маши, не сказано. Как ей нужно спланировать эксперимент, чтобы решить эту проблему?
5. Прочитайте описание опыта Жана Батиста ван Гельмонта и ответьте на вопрос.
Жан Батист ван Гельмонт писал: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Что случится? Через двадцать один день появятся мыши. Они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки».
Если бы Жан Батист ван Гельмонт поставил опыт, показанный на рисунке, то что он должен бы был изолировать?
а) мышей от пшеницы
б) рубашку от пшеницы
в) мышей от рубашки
г) мышей от рубашки и пшеницы
6. Изменяется ли по составу воздух в процессе дыхания? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
7. Напротив названия науки напишите, каков объект ее изучения.
Физиология — …
Ботаника — …
Зоология — …
Цитология — …
Эволюционное учение — …
8. Дайте определение понятиям: наука, гипотеза, эксперимент.
Ответы на контрольную работу по биологии Науки о природе 5 класс
Вариант 1
1.
1) Солнце изучается астрономией, свет — предмет изучения физики, влияние Солнца на живых существ, процесс фотосинтеза изучаются биологией.
2) Земля — это планета и как планету ее изучают астрономы, Земля — это физическое тело, которое движется, имеет массу, состоит из атомов. Эти области знания относятся больше к физике. Живые существа изменяют Землю, ее химический состав, ее геологическое строение. Это область знаний относится к биологии.
2. Ученый применяет метод наблюдения.
3. Энтомология — наука о насекомых.
4. Для проверки этой гипотезы Саша должен взять два одинаковых аквариума, посадить в каждый одинаковое количество одинаковых рыбок. Также должны быть одинаковыми освещенность и количество воздуха, подаваемое в аквариумы. Различаться должна только частота кормления. В первом аквариуме интервал между кормлениями может быть, например, 4 часа, а в другом рыбок кормят с интервалом в 2 часа. Однако количество корма тоже должно быть одинаковым в течение дня. Только порции должны быть разными. Эксперимент должен продолжаться два-три дня.
5. В наблюдениях используются все органы чувств — зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.
6. б) время, которое собаки тренируются в беге
7. Живые тела растут, развиваются, дышат, питаются, размножаются, выделяют продукты обмена веществ. В живых телах эти свойства передаются по наследству.
8.
Микробиология — наука о микроорганизмах.
Микология — наука о грибах.
Генетика — наука о наследственности.
Анатомия — наука о строении организмов.
Экология — наука о связи организмов с окружающей средой.
Вариант 2
1. Биология изучает живых существ, их распространение на Земле. Так проявляется связь с географией. Живые существа состоят из химических соединений. В организме происходят химические реакции. Окружающая среда также имеет свой химический состав (воды, воздуха, почвы), влияющий на живых существ.
2. Для наблюдений за погодой используют термометры, флюгеры, анемометры (измеряют скорость ветра) барометры, зонды, фотоаппараты и киноаппараты, бинокли, космические спутники Земли и другие приборы.
3. На картинке показан эксперимент.
4. Маше надо разделить имеющиеся у нее кусты роз на несколько групп. Каждую группу необходимо поливать одинаковыми порциями воды, но с разной частотой. Необходимо записывать данные о частоте полива каждой группы. Через некоторое время выяснится, какие кусты роз растут лучше, а какие испытывают недостаток во влаге или ее избыток. Все остальные условия (освещенность, почва, источник воды) должны быть одинаковыми.
5. г) мышей от рубашки и пшеницы
6. Воздух изменяется. В выдыхаемом воздухе меньше кислорода и больше углекислого газа. Кислород используется для дыхания, а углекислый газ выводится из организма.
7.
Физиология — наука о жизнедеятельности организма, о закономерностях его работы и регуляции.
Ботаника — растения, их строение и физиологию.
Зоология — животных, их строение и физиологию.
Цитология — наука о строениях и функциях клеток.
Эволюционное учение — развитие органического мира на Земле.
8. Наука — это система знаний о природе (человеке, обществе), Гипотеза — предположение в науке, которое надо проверить. Эксперимент — опыт, проводимый в искусственно созданных условиях.