Тест по литературе Творчество М.И. Цветаевой 9 класс представлен в 2 вариантах с ответами. В каждом варианте 8 заданий. Тест составлен согласно требованиям ФГОС основного общего образования к учебнику В.Я. Коровиной. Ответы приведены в конце ко всем заданиям.
Вариант 1
1. В какой форме написано стихотворение М.И. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…»?
2. Каков смысл стихотворения М.И. Цветаевой «Бабушке»?
3. В чем особенность изображения любви в стихотворении М.И. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»?
4. В чем значение повторов в стихотворении М.И. Цветаевой «Откуда такая нежность?»?
5. О каких истоках поэзии напоминают строки из стихотворения М.И. Цветаевой «Москва! Какой огромный…»: «Клеймо позорит плечи, за голенищем – нож. Издалека-далече – ты всё же позовёшь»?
6. Каково символическое значение рябины в стихотворении М.И. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась»?
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям фрагмента стихотворения М.И. Цветаевой «Вот опять окно…». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
1) Стихотворение посвящено теме любви.
2) В стихотворении рифмовка парная.
3) Повторы подчеркивают важность слов, усиливают эмоциональную выразительность, являются одним из средств создания символического образа.
4) В третьей и четвертой строках выразительным средством является эпифора.
5) В третьей и четвертой строках риторической фигурой является параллелизм.
8. Установите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами из стихотворения М.И. Цветаевой «Родина».
Пример
А) «Россия, родина моя! <…>
Чужбина, родина моя! <…>
Гордыня, родина моя!»
Б) «О неподатливый язык!»
В) «Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: “Вернись
Домой!”»
Средства художественной выразительности
1) повтор, антитеза, олицетворение, восклицательная интонация
2) восклицательная интонация, метафора
3) эпитет, восклицательная интонация
4) рефрен, эпифора, восклицательная интонация
Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.
Вариант 2
1. Какие философские проблемы поднимаются в стихотворении М.И. Цветаевой «Идешь, на меня похожий…»?
2. В какой форме написано стихотворение М.И. Цветаевой «Бабушке»?
3. В чем роль отрицаний в стихотворении М.И. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»?
4. В чем особенность ритма и рифмы в стихотворении М.И. Цветаевой «Откуда такая нежность?»?
5. Почему в стихотворении М.И. Цветаевой «Москва! Какой огромный…» Москва названа «огромным странноприимным домом»?
6. Каков способ рифмовки в стихотворении М.И. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась»?
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям фрагмента стихотворения М.И. Цветаевой «Имя твое – птица в руке…». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
1) Стихотворение посвящено А.А. Блоку.
2) В стихотворении рифмовка перекрёстная.
3) В первой, второй и третьей строках риторической фигурой является параллелизм.
4) Цветаева ошиблась, написав о пяти буквах имени.
5) Стихотворение построено на анафоре и сравнениях.
8. Установите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами из стихотворения М.И. Цветаевой «Родина».
Пример
А) «Даль – тридевятая земля! <…>
Даль, прирожденная, как боль…»
Б) «Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы»
В) «Даль, говорящая: “Вернись
Домой!” Со всех – до горних звезд –
Меня снимающая мест!»
Средства художественной выразительности
1) сравнение, метафора
2) олицетворение, эпитет, гипербола, восклицательная интонация
3) сравнение, повтор, фольклорный образ, восклицательная интонация
4) метафора, фольклорный образ, восклицательная интонация
Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.
Ответы на тест по литературе Творчество М.И. Цветаевой 9 класс
Вариант 1
1. В форме монолога, обращения к человеку из будущего.
2. В попытке понять истоки своего мятежного характера.
3. Любовь изображена как болезнь, противопоставлена душевному покою, свободе; но и герой, и лирическая героиня все же «больны» этим чувством.
4. Первая строка повторяется в каждой строфе, постепенно перемещаясь на вторую, третью строки и возвращаясь на первую; этот риторический вопрос передает силу чувства, удивление перед любовью как подарком судьбы.
5. О фольклорных истоках, о народных лирических песнях.
6. Рябина – знак судьбы, духовного очищения, символ рождения М.И. Цветаевой, сопровождающий ее жизнь и творчество.
7. 135
8. А4 Б3 В1
Вариант 2
1. Проблемы жизни и смерти.
2. В форме монолога, обращения к своей бабушке, которая умерла молодой.
3. Стихотворение построено на отрицаниях, одно из них даже вынесено в конец строки; парадокс в том, что эти отрицания только усиливают чувство.
4. Рифма в стихотворении почти отсутствует (рифмуются только последние слова четных строф), она кажется излишней, в соединении с повторами, с ритмом, близким к разговорной речи, создаётся впечатление естественности, непосредственности, искренности чувства.
5. Странноприимные дома принимали странников, нищих, больных; Москва собирает под своё крыло всех страждущих, милосердно дает им приют.
6. Перекрестный
7. 135
8. А3 Б1 В2