Годовой итоговый тест по Русскому языку 5 класс представлен в 2 вариантах с ответами. Тест составлен согласно требованиям действующих ФГОС и ФОП ООО по предмету «Русский язык» для 5 класса. Ответы приведены в конце теста.
Вариант 1
1. Выберите пару слов, которая не является словосочетанием.
1) река широка
2) характеристика героя
3) длинный день
4) пролистал газету
2. Укажите предложение, которое содержит обстоятельство.
1) Майор привёз мальчишку на лафете.
2) Тускло льётся свет лампады.
3) Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.
4) Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
3. Укажите предложение, в котором надо поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) В шкафу кротко блестели золотыми буквами корешки книг.
2) Полно доченька не плачь.
3) Тоска предчувствие заботы теснят твою всечасно грудь.
4) Светлеет мир его очам и сердце позабыло муку.
4. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.
1) Все соседи только про неё и говорят – «Работница – золотые руки!»
2) Волга – самая длинная река Европы.
3) В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
4) Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.
5. Выберите слово, в котором все согласные звуки звонкие.
1) край
2) сгореть
3) роль
4) взгляд
6. Выберите вариант, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) подушка мЯгка
2) квартАл
3) нАчала
4) свеклА
7. Укажите ряд, в котором в обоих случаях на месте пропуска пишется ь.
1) умыват..ся, дрож..
2) многих задач.., под..ехать
3) катаеш..ся, борщ..
4) нал..ю, линюч..
8. Укажите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
1) ч..рный, правое плеч..
2) ц..фра, тонкие пальц..
3) заб..ру к себе, ката..мся на коньках
4) и..пугать, ра..бег
9. Укажите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
1) раз..скать, супер..гра
2) спящие морж.., две синиц..
3) поворач..вать, без им..ни
4) заг..рать, прил..жение
10. Укажите вариант, в котором не со словом пишется слитно.
1) (не)могу понять
2) (не)настный день
3) (не)спокойный, а тревожный
4) (не)врач
11. Укажите словосочетание, в котором вместо слова зерновой нужно употребить слово зернистый.
1) зерновой хлеб
2) зерновые культуры
3) зерновое хозяйство
4) зерновой снег
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный будто из миллионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
12. Из предложения 1 выпишите прилагательное с чередованием согласных в корне и глагол с чередованием гласных в корне.
13. Из предложения 4 выпишите слово(а) с приставками.
14. Из предложения 2 выпишите краткие прилагательные.
15. Из предложений 4, 5 выпишите синонимы.
16. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.
17. Выпишите из текста возвратные глаголы. Определите их вид и спряжение.
18. Определите функциональную разновидность языка текста.
19. Как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? Напишите. (Ответ должен быть полным.)
Вариант 2
1. Выберите пару слов, которая не является словосочетанием.
1) очень яркий
2) вокруг костра
3) неизвестная планета
4) спутник Земли
2. Укажите предложение, которое содержит обстоятельство.
1) Подснежников корзину несите во дворец!
2) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
3) Шелестят зелёные серёжки, и горят серебряные росы.
4) Море качало утлый кораблик.
3. Укажите предложение, в котором надо поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) О чём ты заинька плачешь?
2) Как-то ночкой чёрною вышел капитан и в трубу подзорную ищет он кита.
3) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
4) У пристани отчаянно скрипела на цепочке и шлёпалась о воду лодка.
4. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неправильно.
1) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
2) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С.Я. Маршак, Б.С. Житков, Е.Л. Шварц.
3) «Я не ветеринар» – сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
4) Железная дорога – зона повышенной опасности.
5. Выберите слово, в котором все согласные звуки глухие.
1) цапля
2) весть
3) шумный
4) шубка
6. Выберите вариант, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) щавЕль
2) дОговор
3) понЯли
4) помощь нУжна
7. Укажите вариант, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется ь.
1) вертет..ся, овощ..
2) стереч.., картеч..
3) мощ..ный, в..юнок
4) горяч.., под..ём
8. Укажите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
1) расст..лать, кле..м
2) наши отц.., лекц..я
3) хорошим врач..м, расч..ска
4) во..мущение, бе..полезный
9. Укажите ряд, в котором в обоих случаях пропущена одна и та же буква.
1) в плам..ни, развеш..вать
2) сверх..скусный, пред..дущий
3) водор..сли, выл..жить
4) лесные птиц.., корж..к
10. Укажите вариант, в котором не со словом пишется слитно.
1) (не)вежественный человек
2) (не)комар
3) (не)лёгкий, а тяжёлый
4) (не)хотел помочь
11. Укажите словосочетание, в котором вместо слова дружный нужно употребить слово дружеский.
1) дружные всходы
2) дружная улыбка
3) дружный класс
4) дружная работа
(1)Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (3)Герда закричала им – она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
12. Из предложения 1 выпишите существительное с чередованием согласных в корне, а из предложения 5 – слово с чередованием гласных в корне.
13. Из предложения 2 выпишите слово(а) с приставками.
14. Из предложения 5 выпишите прилагательные, выступающие в роли эпитетов.
15. Из предложения 4 выпишите синонимы, обозначающие действия.
16. Сколько всего грамматических основ в предложении 4? Ответ запишите цифрой.
17. Из предложения 3 выпишите невозвратные глаголы. Определите их вид и спряжение.
18. Определите функциональную разновидность языка текста.
19. Как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие? Напишите. (Ответ должен быть полным.)
Ответы на годовой итоговый тест по Русскому языку 5 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-4
4-1
5-3
6-2
7-1
8-3
9-4
10-2
11-4
12. Снежных, расти
13. Поманила
14. Прелестна, нежна
15. Мальчику, мальчуган
16. 2
17. Превратилась (сов. в., II спр.), испугался (сов. в., I спр.)
18. Язык художественной литературы
19. Кай испугался Снежной королевы из-за ее ледяного взгляда, холодных, пустых и прозрачных словно лед глаз.
Вариант 2
1-2
2-1
3-2
4-3
5-4
6-1
7-2
8-1
9-3
10-1
11-2
12. (К) саду / (в) окошках, опираясь
13. Отдавали, проплывал
14. Старая-престарая, чудесными
15. Подплыла, подошла
16. 3
17. Закричала (сов. в., II спр.), приняла (сов. в., I спр.), ответили (сов. в., II спр.)
18. Язык художественной литературы
19. Герда отправилась в опасное путешествие чтобы спасти Кая и вернуть его домой.