Итоговый тест по литературе за 9 класс к учебнику В.Я. Коровиной

Тесты по литературе 9 класс

Итоговый тест по литературе за 9 класс к учебнику В.Я. Коровиной представлен в 2 вариантах с ответами. Тест составлен согласно требованиям ФГОС основного общего образования. Ответы приведены в конце ко всем заданиям.

Вариант 1

1. В какой части «Слова о полку Игореве» выражена основная мысль произведения?

2. Каков пафос стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?

3. К какому литературному направлению относится повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

4. В чем особенность образа заглавной героини в произведении В.А. Жуковского «Светлана»?

5. Каковы тема и идея комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

6. Каков жанр стихотворения А.С. Пушкина «Бесы»?

7. Исследованию и обличению какого порока А.С. Пушкин посвятил трагедию «Моцарт и Сальери»?

8. Какой прием использует А.С. Пушкин, изображая Онегина и Ленского, Татьяну и Ольгу?

9. Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова?

10. С какой целью М.Ю. Лермонтов изменил хронологический порядок частей романа «Герой нашего времени»?

11. Как обозначил Н.В. Гоголь жанр «Мертвых душ» и что определило выбор жанра?

12. От какого лица ведется повествование в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и какую роль это играет?

13. Какова идея рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»?

14. Какое литературное направление определило раннее творчество А.А. Блока?

15. Что характерно для стиля В.В. Маяковского?

16. Выберите три проблемы, поставленные в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ответственность
2) предательство
3) охрана природы
4) улучшение человеческой породы
5) взаимоотношения интеллигенции и народа

17. Выберите три утверждения, соответствующие художественным особенностям лирики М.И. Цветаевой. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стихотворении «Идешь, на меня похожий…» трагический пафос сочетается с жизнеутверждающим.
2) В стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мной» рифмовка парная.
3) Стихотворение «Бабушке» построено как диалог.
4) В строках «Имя твое – птица в руке, имя твое – льдинка на языке» есть параллелизм и анафора.
5) В строках «Даль – тридевятая земля! <…> Даль, прирождённая, как боль…» есть сравнение и повтор.

18. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям фрагмента стихотворения А.А. Ахматовой «Сразу стало тихо в доме…». Запишите цифры, под которыми они указаны.

Не нашелся тайный перстень,
Прождала я много дней,
Нежной пленницею песня
Умерла в груди моей.

1) Рифмовка в стихотворении перекрёстная.
2) Стихотворный размер – ямб.
3) В третьей строке использовано сравнение.
4) Во фрагменте есть три эпитета.
5) Во фрагменте есть олицетворение.

19. Установите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами из произведений Б.Л. Пастернака и Н.А. Заболоцкого.

Пример

А) «В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий…»
Б) «Только звезды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей»
В) «Я человека потерял
С тех пор, как всеми он потерян»

Средства художественной выразительности

1) сравнение, олицетворение
2) метафора, сравнение
3) метафора
4) эпитет, метафора, олицетворение

Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.

20. Установите соответствие между героями рассказов М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор» и их портретами.

Портрет

А) «…глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные… неизбывной смертной тоской…»
Б) «Высокий черный старик… густые черные волосы… лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку»
В) «…самоуверенный толстомордый здоровяга… Самодовольный, с жестоким лицом…»

Герой

1) председатель
2) Андрей Соколов
3) Фаддей
4) тракторист

Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.

Вариант 2

1. Какова основная мысль «Слова о полку Игореве»?

2. К чему призывает молодых соотечественников М.В. Ломоносов в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»?

3. Какую роль играет пейзаж в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

4. К какому жанру относится произведение В.А. Жуковского «Светлана»?

5. В чем особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

6. Какова тема стихотворений А.С. Пушкина «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»?

7. Каким изображен Моцарт в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»?

8. Какой эпизод является кульминацией, поворотным событием романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

9. В чем особенности патриотизма М.Ю. Лермонтова в стихотворениях «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина»?

10. Что является предметом изображения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

11. Какой образ является сюжетным стержнем, на который нанизываются эпизоды поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

12. Какие литературные направления, обозначенные Ф.М. Достоевским в подзаголовке к «Белым ночам», переплетаются в этом произведении?

13. Какую традицию русской литературы развивает А.П. Чехов в рассказах «Смерть чиновника», «Тоска»?

14. Как назвал А.А. Блок три тома своих произведений, соответствовавших трём периодам его творчества?

15. Что характерно для стиля С.А. Есенина?

16. Выберите три проблемы, поставленные в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) взаимоотношения человека и природы
2) отношение к истории, к прошлому
3) преобразование общества
4) нравственный выбор
5) самопожертвование

17. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям лирики М.И. Цветаевой. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стихотворении «Москва! Какой огромный…» отсутствуют фольклорные мотивы.
2) Рябина – символ рождения М.И. Цветаевой.
3) Тема стихотворения «Вот опять окно…» – любовь.
4) В строках: «Россия, родина моя! <…> Чужбина, родина моя! <…> Гордыня, родина моя!» есть рефрен и эпифора.
5) В строках «Крик разлук и встреч – ты, окно в ночи!» есть сравнение, олицетворение, восклицание.

18. Выберите три утверждения, соответствующие художественным особенностям фрагмента стихотворения А.А. Ахматовой. Запишите цифры, под которыми они указаны.

Плотно заперты ворота,
Вечер черен, ветер тих.
Где веселье, где забота,
Где ты, ласковый жених?

1) Рифмовка в стихотворении перекрёстная.
2) Стихотворный размер – ямб.
3) В стихотворении нет анафоры.
4) Во фрагменте есть фольклорные мотивы.
5) Средства выразительности – параллелизм, риторический вопрос.

19. Установите соответствие между средствами выразительности и примерами из произведений Б.Л. Пастернака и Н.А. Заболоцкого.

Пример

А) «Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил…»
Б) «Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками…»
В) «…Сосна на солнце жмурится»

Средства выразительности

1) эпитет, метафора
2) олицетворение
3) метафора, сравнение
4) эпитеты, метафора

20. Установите соответствие между героями рассказов М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор» и портретами.

Портрет

А) «…одинокая женщина лет шестидесяти… улыбка… кругловатого лица»
Б) «…женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная»
В) «Смирная, веселая, угодливая и умница… руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слез»

Герой

1) жена председателя
2) Матрена Васильевна
3) Кира
4) Ирина, жена Соколова

Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.

Ответы на итоговый тест по литературе за 9 класс к учебнику В.Я. Коровиной

Вариант 1
1. В «Золотом слове» Святослава.
2. Гневный, обличительный.
3. К сентиментализму.
4. Романтическая героиня наделена чертами русского национального характера: верностью, добротой, простотой.
5. Тема – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего»; идея – моральное превосходство передовых взглядов, трудность преодоления косности «века минувшего», которая влияет и на личные отношения.
6. Философская лирика.
7. Зависти.
8. Антитезу.
9. Мотивы одиночества, тоски, протеста, свободы.
10. Переключить внимание читателя с внешних событий на внутреннюю жизнь героя, Печорина, раскрыть жизнь души.
11. Поэма; лирические отступления.
12. От первого лица – от лица мечтателя, это придаёт повествованию искренность, достоверность, непосредственность.
13. Идея рассказа – недостижимость счастья, власть прошлого над человеком.
14. Символизм.
15. Образность, четкий ритм, злободневность, лиричность, эмоциональность.
16. 145
17. 145
18. 135
19. А-4 Б-1 В-3
20. А-2 Б-3 В-4
Вариант 2
1. Необходимость объединения русских земель перед вражескими нашествиями.
2. К изучению наук, служению России.
3. Пейзаж отражает чувства героев, является средством психологической характеристики.
4. К жанру баллады.
5. В пьесе два основных конфликта: любовный и общественный, которые развиваются параллельно.
6. Тема назначения поэта.
7. Моцарт – идеальный образ гениального творца, избранника неба, чувствующего и воплощающего мировую гармонию, и в то же время простого человека.
8. Дуэль Онегина с Ленским.
9. Патриотизм лирического героя противопоставлен казенному, официальному патриотизму; он – в любви к народу, природе, а не к «славе, купленной кровью».
10. «История души человеческой».
11. Образ дороги.
12. Сентиментализм и романтизм.
13. Тему «маленького человека».
14. «Трилогия вочеловечения» – судьба поэта, путь от начальной гармонии к познанию трагизма жизни, а затем к сотворению «Новой яви».
15. Лиричность, напевность, задушевность, народность.
16. 134
17. 234
18. 145
19. А-1 Б-4 В-2
20. А-2 Б-1 В-4

Добавлено: 26.04.2024 Обновлено: 26.04.2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 5 =