Тест по литературе Классицизм. Творчество М.В. Ломоносова. Творчество Г.Р. Державина 9 класс представлен в 2 вариантах с ответами. В каждом варианте 8 заданий. Тест составлен согласно требованиям ФГОС основного общего образования к учебнику В.Я. Коровиной. Ответы приведены в конце ко всем заданиям.
Вариант 1
1. Какие «низкие» жанры преобладали в литературе русского классицизма?
2. Какова роль вопросительных и восклицательных предложений в оде М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»?
3. Какое средство художественной выразительности употреблено в строке оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление…»: «Лице свое скрывает день»?
4. Какие надежды высказывает М.В. Ломоносов в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»?
5. Против чего выступает Г.Р. Державин в стихотворении «Властителям и судиям»?
6. Какова тема стихотворения Г.Р. Державина «Памятник»?
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям фрагмента стихотворения Г.Р. Державина «Памятник». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
1) Стихотворение написано ямбом.
2) Рифмовка в стихотворении кольцевая.
3) Эпитеты встречаются в трех строках фрагмента.
4) Во второй строке есть сравнения.
5) В четвертой строке есть метафора.
8. Установите соответствие между «штилями», разработанными М.В. Ломоносовым, и жанрами.
«Штиль»
А) «высокий»
Б) «средний»
В) «низкий»
Жанр
1) новелла
2) эпиграмма
3) драма
4) ода
Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.
Вариант 2
1. Литература и искусство какой эпохи стали образцами, эстетическими эталонами классицизма?
2. В чем своеобразие жанра оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»?
3. Какое средство художественной выразительности употреблено в строке оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление…»: «Не солнце ль ставит там свой трон?»
4. За какие деяния прославляет М.В. Ломоносов императрицу в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»?
5. Какова роль риторических фигур в стихотворении Г.Р. Державина «Властителям и судиям»?
6. Какова идея стихотворения Г.Р. Державина «Памятник»?
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям фрагмента стихотворения Г.Р. Державина «Памятник». Запишите цифры, под которыми они указаны.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1) Стихотворение написано хореем.
2) Рифмовка в стихотворении перекрестная.
3) Фрагмент содержит два эпитета.
4) Фрагмент содержит высокую лексику.
5) В четвертой строке есть метафора.
8. Установите соответствие между «штилями», разработанными М.В. Ломоносовым, и жанрами.
«Штиль»
А) «высокий»
Б) «средний»
В) «низкий»
Жанр
1) элегия
2) трагедия
3) басня
4) очерк
Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.
Ответы на тест по литературе Классицизм. Творчество М.В. Ломоносова. Творчество Г.Р. Державина 9 класс
1. Басня, комедия.
2. Они являются риторическими фигурами; выражают удивление и восхищение могуществом и красотой природы, Божьим величием.
3. Олицетворение.
4. Надежды на то, что императрица, как и ее отец, продолжит развивать в России науку, просвещение, промышленность.
5. Против несправедливости, беззакония, взяточничества, неправды.
6. Тема назначения поэта, роли поэзии, искусства.
7. 145
8. А-4 Б-3 В-2
1. Античности.
2. Эта ода имеет религиозно-философскую, научную направленность.
3. Олицетворение.
4. За то, что «войне поставила конец», за покровительство наукам, за продолжение дел Петра I.
5. Риторические вопросы, обращения, восклицания поддерживают обличительный пафос стихотворения.
6. Идея в утверждении силы искусства, бессмертия истинного, правдивого, искреннего искусства.
7. 245
8. А-2 Б-1 В-3