Тест по литературе М.Ю. Лермонтов. Лирика 9 класс представлен в 2 вариантах с ответами. Тест составлен согласно требованиям ФГОС основного общего образования к учебнику В.Я. Коровиной. Ответы приведены в конце ко всем заданиям.
Вариант 1
1. Каковы тема и идея стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?
2. В чем символичность образов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»?
3. В чем смысл сопоставления с Байроном в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…»?
4. Как понимается патриотизм в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина»?
5. Какие настроения пронизывают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»?
6. Чьи традиции развивает М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Пророк» и каков мир, окружающий его Пророка?
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стихотворении дан образ целого поколения.
2) Лермонтов с горечью пишет об утрате поколением нравственных идеалов, героизма.
3) В стихотворении нет риторических приемов.
4) Стихотворный размер произведения – дактиль.
5) В строке «…В начале поприща мы вянем без борьбы…» есть метафора.
8. Установите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами из стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Пример
А) «Любить… но кого же?..
на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно»
Б) «…И вы не смоете всей вашей
чёрной кровью
Поэта праведную кровь!»
В) «…Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?»
Средства художественной выразительности
1) параллелизм, риторические вопросы
2) эпитет, антитеза
3) риторический вопрос, антитеза
4) метафора, параллелизм
Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.
Вариант 2
1. В каком году и в связи с чем написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?
2. Какова основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»?
3. В чем особенность лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно и грустно, и некому руку подать…»?
4. Какова идея стихотворения М.Ю. Лермонтова «Предсказание»?
5. В чем смысл названия стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»?
6. Каков смысл сопоставления поэта с кинжалом в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Поэт»?
7. Выберите три утверждения, которые соответствуют художественным особенностям стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Поколение Лермонтова выросло в годы реакции.
2) Стихотворение пронизано трагическим пафосом.
3) Рифмовка в произведении кольцевая.
4) В стихотворении сочетаются признаки сатиры, элегии, оды.
5) В строке «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» есть метафора.
8. Установите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами из стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Пример
А) «Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман…»
Б) «Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?»
В) «…В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые…»
Средства художественной выразительности
1) эпитеты, сравнения
2) метафора, повтор
3) антитеза, параллелизм, повтор
4) параллелизм, риторические вопросы, эпитет
Запишите выбранные цифры рядом с соответствующими буквами.
Ответы на тест по литературе Реализм. М.Ю. Лермонтов. Лирика 9 класс
Вариант 1
1. Тема – конфликт Поэта и толпы, идея – гневное обвинение «надменных потомков», «Свободы, Гения и Славы палачей» в гибели Поэта.
2. Море – символ жизненного пути, свободы; парус – символ души человека романтика.
3. Стихотворение – предсказание такой же трагической, как у Байрона, судьбы поэта, тоже гонимого, «но только с русскою душой».
4. Патриотизм лирического героя противопоставлен казенному, официальному патриотизму; он – в любви к народу, природе, а не к «славе, купленной кровью».
5. Настроения разочарованности, грусти, одиночества, безысходности.
6. Традиции Пушкина; мир, окружающий лермонтовского Пророка, безжалостен, жесток, несправедлив, порочен.
7. 125
8. А-3 Б-2 В-1
Вариант 2
1. В 1837 году в связи с гибелью А.С. Пушкина на дуэли.
2. Только в гармонии с природой человек обретает счастье и приближается к Богу.
3. Лирический герой Лермонтова – романтический герой, испытывающий чувства одиночества, скептицизма, разочарования; в стихотворении он обращается к себе, к своей опустошенной душе.
4. Идея – в грозном пророчестве, предостережении о неотвратимости расплаты за грехи.
5. В том, чтобы в сопоставлении с нищим резче выделить чувства тоски, оскорблённого достоинства, разуверения в любви, в людях.
6. Сопоставление с кинжалом придает слову поэта силу оружия; но как заржавленный кинжал заброшен, так и утративший назначенье поэт никому не нужен, осмеян.
7. 124
8. А-2 Б-4 В-3