Тест по обществознанию Социальная сфера 8 класс

Тест по обществознанию Социальная сфера 8 класс с ответами. Тест состоит из 2 частей. В части 1 — 24 задания, в части 2 — 2 задания.

Часть 1

1. Неодинаковый доступ людей и социальных групп к основным ограниченным ресурсам — это

1) социальный статус
2) социальная мобильность
3) социальное неравенство
4) социальная роль

2. Примером горизонтальной социальной мобильности может служить

1) переквалификация учителя географии в учителя ОБЖ
2) назначение инженера директором завода
3) разорение банкира
4) назначение преподавателя вуза заведующим кафедрой

3. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Под социальной группой понимают совокупность людей, объединённых общими интересами.
Б. Признаками социальной группы можно считать наличие взаимодействия между некой совокупностью людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о социальном статусе и социальных ролях?

А. Социальный статус человека даёт ему определённые права, накладывает обязанности, предполагает соответствующее статусу поведение.
Б. Социальная позиция человека в обществе называется социальной мобильностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Развитие экономических связей внутри народности и между народностями, их сближение в границах государства приводят к появлению

1) племени
2) гражданства
3) нации
4) этноса

6. Водители, продавцы, милиционеры составляют группы

1) религиозные
2) этнические
3) профессиональные
4) возрастные

7. Какое положение из названных может послужить причиной девиантного поведения?

1) следование нормам морали
2) следование религиозным нормам
3) психологические комплексы
4) выполнение правовых норм

8. Что является отличительным признаком нации?

1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления

9. И класс, и нация

1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определённым местом в системе производства
4) осуществляют публичную власть

10. В начале XX века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют

1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру

11. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Перемещение человека в обществе, изменение его социального статуса — это

1) социальная стратификация
2) социальная мобильность
3) социальное неравенство
4) социальная миграция

13. В СССР к середине XX века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

1) социально-классовую
2) профессиональную
3) социально-территориальную
4) социально-этническую

14. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остаётся основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет своё значение в обществах любого типа.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

15. Социальная группа, о которой идёт речь, появилась в XVIII веке. Принадлежность к этой группе определялась наличием права собственности на средства производства. Это

1) сословие
2) страта
3) каста
4) класс

16. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, — это

1) этнос
2) племя
3) семья
4) страта

17. Виктория — уроженка острова Ява, имеющая азиатские черты лица. Эти характеристики отражают её

1) достигаемый статус
2) имущественное положение
3) приписываемый статус
4) гражданские права

18. В приведённом списке указаны черты сходства этноса и класса и отличия этноса от класса.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) характеризует положение человека в обществе
2) занимает определенное место в системе производства
3) относится к большим социальным группам
4) характеризует достигаемый статус личности

Черты сходства Черты различия
 

19. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «семья».

1) коллектив родственников, 2) малая группа, 3) коллектив сверстников, 4) наличие совместного хозяйства, 5) коллектив представителей нескольких поколений.

Найдите и запишите номер характеристики, «выпадающей» из этого ряда.

20. Установите соответствие между понятием и его характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Характеристика

A) хронологически возникает после племени
Б) является высшим этапом развития этноса
B) формируется с созданием государства
Г) предполагает осознание своей культурной идентичности
Д) предусматривает экономическую, культурную и политическую идентичность

Понятие

1) нация
2) народность

21. Найдите в приведённом ниже списке черты прирождённого социального статуса и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) уроженец Москвы
2) ученик средней школы
3) женщина
4) негр
5) начальник отдела

22. Установите соответствие между типами социального деления общества и их характеристиками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Характеристики

A) принадлежность к социальной группе не передаётся по наследству
Б) принадлежность к социальной группе определяется правом собственности на средства производства
B) принадлежность к социальной группе определяется по рождению
Г) наличие общих ценностей и институтов

Типы социального деления

1) нация
2) класс

23. Найдите в приведённом ниже списке виды семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) многопоколенная
2) многонациональная
3) многодетная
4) нуклеарная
5) этническая

24. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учёные считают, что семья возникла раньше появления государства. (Б) Семья — это одна из древнейших форм объединения людей. (В) Семья — это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

Часть 2

25. Прочитайте текст и выполните задания.

…Российское общество состоит из четырёх социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также… «социального дна». Под верхним слоем понимается прежде всего реально правящий слой… К нему относятся элитные… группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяет факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.

Второй слой назван средним… Это мелкие предприниматели… менеджмент средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные… специалисты и рабочие.

Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалифицированным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относятся часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства. Хотя социальный статус… интересы и поведение этих групп различны, их роль в переходном процессе достаточно сходна. Это в первую очередь приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить и по возможности сохранить достигнутый статус.

Отличительными чертами представителей нижнего слоя являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жёстким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов меж-национальных конфликтов. Определить данный слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, низкий уровень образования, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы.

…Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы — воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наёмные убийцы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.

1) Озаглавьте текст, выделив его главную мысль.

2) Назовите четыре социальных слоя, из которых состоит российское общество.

26. Прочитайте текст и выполните задания.

Главным признаком маргинализации является разрыв социальных, экономических и духовных связей. Экономические связи рвутся в первую очередь и в первую очередь восстанавливаются. Медленнее восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от переоценки ценностей. К усилению маргинализации и к увеличению людей девиантного поведения приводят общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица.

Основным источником маргинализации общества является растущая безработица в её явных и скрытых формах. Существенное влияние на маргинализацию общества оказывает миграция, значительно изменяющаяся в связи с расширением масштабов вынужденной миграции, усилением оттока некоренных народов из регионов со сложной этнополитической ситуацией. Положение вынужденных мигрантов (особенно беженцев) характеризуется не только разрывом прежних социальных связей, но и утратой социального статуса и имущественными потерями. Бомжи, алкоголики, проститутки и т.д. — это численно растущий слой люмпенов. Это те люди, которые не сумели адаптироваться к новым рыночным условиям. Вторая часть маргиналов находит постепенно способы адаптации к новым реальностям, обретает новый социальный статус, а с ним относительную стабильность своего бытия, новые социальные связи и социальные качества. Они заполняют новые ниши в социальной структуре общества, начинают играть более активную, самостоятельную роль в общественной жизни.

1) Озаглавьте текст, выделив его главную мысль.

2) Какие четыре причины маргинализации общества названы в тексте?

Ответы на тест по обществознанию Социальная сфера 8 класс
Часть 1
1-3
2-1
3-3
4-1
5-3
6-3
7-3
8-1
9-2
10-1
11-3
12-2
13-3
14-2
15-4
16-3
17-3
18-1324
19-3
20-21121
21-134
22-2211
23-134
24-211
Часть 2
25.
1) Основная мысль текста, его заглавие может звучать как «Социальная дифференциация российского общества» или в близких по смыслу формулировках.
2) Автор называет следующие слои российского общества: верхний, средний, базовый и нижний, а также… «социальное дно».
26.
1) Основная мысль текста, его заглавие может звучать как «Маргинальность» или в близких по смыслу формулировках.
2) Автор называет следующие причины маргинализации общества: разрыв социальных, экономических и духовных связей, общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица, миграция.

Опубликовано: 24.08.2018 Обновлено: 24.08.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − один =